А.С. Пушкин "Капитанская дочка": история создания романа

Вручение письма Екатерине II", на сюжет повести "Капитанская дочка", Миодушевский Иван Осипович, 1861
("Вручение письма Екатерине II", на сюжет повести "Капитанская дочка", Миодушевский Иван Осипович, 1861)

Современные культурологи, историки, литературоведы называют «Капитанскую дочку» главной русской идиллией. Любовь и справедливость в ней побеждают зло, а верность и честь оказываются вознаграждены и спасают.

Нынешнему читателю, впрочем — как и читателю эпохи Пушкина, такое развитие событий кажется немного (или много) сказочным. Дворянин Гринёв, отправленный строгим отцом в глухую крепость в оренбургской степи, отказывается присягать Пугачёву и… остаётся живым! Мало того — Пугачёв помогает ему спасти любимую Машу Миронову, чьих родителей «крестьянский царь» повесил. А потом уже Маша спасает Гринёва, вымолив милость у императрицы Екатерины.

Даже современники считали «Капитанскую дочку» романом о «потерянном рае». А вот сам Пушкин — нет. И чем далее мы живём, тем более убеждаемся: ни «русский бунт — бессмысленный и беспощадный», ни законы в любом количестве не изменят нашу жизнь. Выход один — беречь честь смолоду. Беречь каждому — от дворника до императора, президента.

История создания

Замысел

Замысел романа возник у Пушкина после восстания простого народа в военных поселениях Старой Руссы. В августе 1831 года Пушкин пишет Вяземскому: «...ты верно слышал о возмущениях Новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы. Бунтовщики их секли, били по щекам, издевались над ними, разграбили дома… 15 лекарей убито... бунт Старо-Русской еще не прекращен. Военные чиновники не смеют еще показаться на улице. Там четверили одного генерала, зарывали живых, и проч. Действовали мужики, которым полки выдали своих начальников. - Плохо, Ваше сиятельство».

В эту пору Пушкин уже более мыслитель, чем «певец». Его интересует природа народной жестокости, «механизм» гражданской войны и далее — возможность изменить жизнь в России, избавиться от рабства и несправедливости, не убивая друг друга.

Сначала Пушкин задумывает создать исторический труд о самом показательном и страшном для власти крестьянском восстании — Пугачёвском бунте. Он, чтобы изучить подлинные документы в архиве Главного штаба, даже немного жульничает: в 1833 году просит доступ к архивам якобы только для того, чтобы изучить роль А. Суворова в подавлении восстания. В марте ему предоставляют доступ — и Пушкин тут же начинает писать 1-ю главу «Истории Пугачева». В мае закончена черновая редакция всего произведения.

Параллельно идёт работа (пока «накопительная») над «Капитанской дочкой».

Первые планы «Капитанской дочки»

План повести А.С. Пушкиным Капитанская дочка,  31 января 1831 г.
(План повести А.С. Пушкиным Капитанская дочка,  31 января 1831 г.)

В феврале 1832 года года, после чтения приговора «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников», написан первый план «Капитанской дочки». В нём действующими лицами заявлены Шванвич (офицер-перебежчик), купец Перфильев.

Второй план появляется во второй половине 1832 года. Он уже несколько ближе к окончательной редакции, включает встречу героя с Пугачёвым во время бурана.

Затем Пушкин прерывает работу над романом, чтобы написать повесть «Дубровский». И только в январе 1833 года возникает третий план:

«Шванвич за буйство сослан в гарнизон. Степная крепость — подступает Пугачев — Шванвич предает ему крепость — взятие крепости — Шванвич делается сообщником Пугачева — Ведет свое отделение в Нижний — Спасает соседа отца своего. — Чика между тем чуть было не повесил старого Шванвича — Шванвич привозит сына в ПетерБург. Орлов выпрашивает его прощение.»

Видно, что главный герой романа — Шванвич, офицер, перешедший на сторону Пугачёва. Пушкину были интересны мотивы, побудившие героя пойти против чести и присяги.

Однако после знакомства с секретными материалами Военной коллегии, в которых поэт встречает историю капитана Башарина, пленённого Пугачёвым и помилованного, Пушкин меняет и героя, и концепцию. Четвёртый — «башаринский» — возникает в марте 1833 года и уже построен как мемуары выжившего офицера. Однако и его Пушкин бросает — чтобы работать над «Историей Пугачёва» и отправиться на Урал.

Путешествие на Урал

Поэту предстояло за 4 месяца проехать примерно 3 000 вёрст (около 3 200 километров). Путешествовал он как чиновник 10 класса, а потому имел право всего на 3 почтовые лошади.

План поездки «скорректировало» царское правительство, которое было так напугано Пугачёвым, что хотело бы всё с ним связанное стереть из памяти. А потому боялось, что Пушкин слишком многое узнает, а потом расскажет в произведениях, письмах. Поэта «завернули» из поездки, в итоге побывал он не везде, а в дороге пробыл чуть более 3 месяцев.

18 сентября 1833 года Пушкин прибывает в Оренбург, где встречается с Д. И. Далем — создателем легендарного словаря, который сопровождает его во многих поездках по местам бунта. В пугачёвской столице — Берде — происходит с ними курьёз. Поэт долго расспрашивает старуху — свидетельницу восстания. Она рассказывает про избу Пугачёва — «золотой дворец», про казни офицеров, про клады, поёт песни той поры. На прощание Пушкин даёт ей червонец.

А утром мужики везут старуху в Оренбург, где рассказывают, что выспрашивал её про крамолу какой-то чернявый, на пугачёвщину подбивал золотом, видать – антихрист, потому что на пальцах когти (у Пушкина были очень длинные ногти). И таких историй с поэтом на Урале случилось немало.

Но самое важное — он услышал народную версию бунта, пусть много вымышленную, но отражающую суть: втайне простые люди считали пугачёва освободителем, мучеником за народ.

Новый план и окончательная редакция

В конце 1834 – начале 1835 года появляется «валуевский» план.  Теперь герой — Валуев, он взят в плен, но отпущен в Оренбург (как впоследствии Гринёв). Пушкин наконец «нащупывает» желаемое — взглянуть на войну глазами обеих сторон — бунтовщиков и тех, кто им противостоял.

Клыков Н. П., Капитанская дочка. 1937г. Мстёрский художественный музей
(Клыков Н. П., Капитанская дочка. 1937г. Мстёрский художественный музей)

Вот так долго и мучительно автор ищет фабулу и «рождает в себе идею, мысль», ведёт титаническую философскую, историческую работу, чтобы понять скрытые механизмы народного движения и «нащупать» ниточки, способные соединить и примирить изначально непримиримые стороны.

Долгие поиски приводят мыслителя к главной коллизии в романе — Пугачёв—Гринёв. В 1835 — начале 1836 года Пушкин пишет первую редакцию произведения. Потом переписывает, однако процесс работы не восстановить — автор сжёг черновик.

В сентябре 1836 года Пушкин посылает цензору П. А. Корсакову начало романа, а в октябре — полный текст. По указанию цензора автор вносит незначительные изменения в текст и — роман готов к выходу.

«Пропущенная глава»

Когда роман завершён, Пушкин уничтожает черновик завершающих глав, кроме двенадцатой. Её он называет «пропущенной». Глава не вошла в окончательную редакцию и вышла самостоятельно в «Русском архиве» П. И. Бертеньева.

В ней изображается бунт крестьян в усадьбе Гринёва, а расстановка героев соответствует ранним планам произведения. Достоверно неизвестно, почему Пушкин не включил эту часть в роман. Наиболее вероятное объяснение — чтобы избежать столкновения с цензурой.

Публикация произведения

«Капитанская дочка» в четвёртом номере журнала «Современник» от 22 декабря 1836 года

Читатель увидел «Капитанскую дочку» в четвёртом номере журнала «Современник» от 22 декабря 1836 года.

Первые отзывы были сдержанны, хоть и благожелательны. Так, В. Ф. Одоевский сетует на чрезвычайную быстроту сюжета, малую детализацию, однако похвалил образы Савельича, Пугачёва.

"Капитанская дочка" А.С. Пушкин, 1 января, 1837 года, титульный лист
("Капитанская дочка" А.С. Пушкин, 1 января, 1837 года, титульный лист)

Положительно откликнулись А. И. Тургенев, П. А. Вяземский, В. К. Кюхельбеккер. Но восторга, всеобщего увлечения, подобно «Евгению Онегину», «Капитанская дочка» не вызвала. Позже В. Соллогуб напишет о романе: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения».

Известный и весьма глубокий критик, публицист той поры Николай Иванович Черняев объяснил малую популярность «Капитанской дочки» «теперешней испорченностью вкуса», но предрёк роману славное будущее — тогда, когда придёт «более здравое понимание прекрасного».

Оценил, но без восхищения, «Капитанскую дочку» законодатель критики того времени — В. Г. Белинский. Он поставил повесть ниже произведений Гоголя. А вот историк В. Ключевской смог точно и по достоинству понять значимость романа: «Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману». 


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.